25.05.2016
 
 
И снова разговор о деньгах. Серьезный такой разговор главного редактора сайта sostav.ru с «идейной» аудиторией.
 
фото: Сергей Ким
 
 
Вот основные тезисы.
 
Российского рекламного рынка нет. Потому что 85% бюджетов формируют иностранные рекламные холдинги. Они же и распределяют 85% бюджетов. Это сформировалось уже к 2000-м. Чем глубже кризис, тем ярче эта ситуация. У российских компаний нет больших бюджетов. И если кто-то хвастается, что делал кампанию для KFC, нужно понимать, что на самом деле речь идет о копейках в общих масштабах.
 
Сейчас Россия занимает 18-е место в мире, наш рынок составляет 5 миллиардов долларов. Казалось бы, немало. Но, по сравнению с 2013-м годом, это вдвое меньше! Тогда наша страна входила в ТОП-10 рынков и занимала 9 место. К тем цифрам мы уже не вернемся никогда. Наше место займут Китай, Бразилия. К 2018-му году мы будем уже в тридцатке. Многие будут расти, а мы будем падать. С чем это связано? Ответы на поверхности: санкции и антисанкции, падение стоимости нефти и валютный кризис, законодательные новшества и ограничения, зарегулированность сферы. Общее понижение статуса влечет понижение инвестиций. Поэтому, о каких радужных прогнозах может идти речь? Иностранные компании видят, что объемы продаж и потребления падают не так, как сокращение расходов на рекламу. Это стимулирует урезать расходы еще больше.
 
Многие крупные бренды опасаются политической ситуации. «Макдональдсу» и «Гуглу» уже пришлось доказывать свою «русскость», именно на это тратятся сейчас деньги. Но в целом это похоже на ситуацию бреда, и доверие к нашему рынку это явно снижает. Неизбежны последствия: коррупция, демпинг, экономия на развитии, кадрах, обеспечении. Хотя есть и плюсы: огромные скидки для клиентов, интересные пакеты, сокращение числа слабых конкурентов, обилие дешевых предложений, меньшая избирательность крупных агентств и площадок.
 
Если раньше крупная строительная компания могла не глядя дать 5 миллионов на распечатку стикеров, то теперь дает максимум полтора и сто раз пересчитает, а стоит ли это своих денег. Все стали считать. Потому что времена, когда бесились с жиру, прошли.
 
Главный дестабилизирующий фактор – неуверенность в завтрашнем дне, сокращение горизонтов планирования и прогнозирования. Сейчас очень отрезвляющее время, и это очень неплохо. В ответ на упадок иностранных инвестиций сейчас есть два тренда – появление новых российских брендов и выход региональных брендов на более высокий уровень. Но не стоит забывать, что они составляют лишь 5-6% от всего рекламного рынка. Падение его в рублях оценивают в 20-25%. Вся эта ситуация больно бьет и по пиарщикам, но почему-то не отрезвляет их, в этой среде по-прежнему царит расслабленность, безделие, непрофессионализм, но мировой топ пиара по-прежнему занят российскими именами. Объяснить это кроме как коррупцией можно, но с трудом.
 
Кризис привел и к сокращению традиционных медиа. При этом растет интернет-сегмент. И главные точки роста – это контекстная реклама, мобильная реклама и programmatic. Это неизбежные изменения после снятия с российской рекламы «розовых очков».
 
Ксения Шилова, г.Братск